В трактовке сексуальных девиаций зачастую ощущается привкус сенсационности и
глубокого непонимания, которому наряду с прочим способствовали недостаточное знание
предмета и сильное влияние позиции, занимаемой обществом, его моральных оценок,
отождествляющих девиационность с сознательно реализуемым злом. Девиант рассматривается в
качестве "чужака", нарушающего общепринятые нормы. Для блага общества его надлежит
карать, изолировать и даже ликвидировать физически. Правда, столь жесткое отношение к
девиантам во многих странах начинает уступать место определенной толерантности и попыткам
понять их, но польское общество по-прежнему недостаточно либерально в этих вопросах.
Выдающийся знаток девиаций Кристи Браун подчеркивает, что с ними связано несколько
типичных проблем, которым я и хочу уделить немного внимания. Первая — это определение.
Представление о том, что такое ненормальное, девиационное сексуальное поведение,
претерпевало изменение и тесно увязывалось с социальным и моральным климатом данной
эпохи, ее культурой. Известный ученый Крафт-Эбинг в 1906 г. так высказался на тему
прелюбодеяния: "Неверность жены с моральной точки зрения имеет по сравнению с
неверностью мужа куда более серьезные последствия и всегда заслуживает более суровой кары
со стороны закона". Он же определял сексуальную девиацию (именовавшуюся тогда перверзией)
как "любое проявление полового инстинкта, которое не соответствует главной цели природы,
т.е. размножению". Спустя 74 года Американское психиатрическое общество классифицировало
сексуальные девиации как "серьезные нарушения, при которых для полового возбуждения
необходимы необычные изображения или действия". Это наглядный пример того, насколько
радикально в одном и том же столетии изменился взгляд на девиации, а также супружеские
измены, подтверждением чего могут служить современные повседневная жизнь и юридическая
практика. Раньше сексуальные девиации рассматривались в качестве болезни, явно
отличающейся от понятия нормы. Ныне, когда наши познания о сути девиацион-ности
расширились, оказалось, что таких отчетливо выраженных границ не существует, а между девиа-
ционным и так называемым нормальным поведением существует определенная связь.
Другой проблемой, по К. Брауну, является эпидемиология сексуальных девиаций. Наши
взгляды на этот предмет чаще всего определяются клиническим опытом, накопленным на
основе наблюдений за популяцией, обращающейся к терапевтам или направляемой судебными
инстанциями. Истина же заключается в том, что эта группа представляет собой лишь крохотную
часть контингента, оставшегося вне поля зрения врачей, а кроме того, характеризуется
некоторыми нетипичными чертами, — например, в ней отмечается связь между
девиационностью и психическими нарушениями. Мы не знаем, что представляют собой
обладающие девиационными особенностями люди, которые никогда не обращались за
лтомощью к врачам и не нарушали законов. Проводились, правда, разнообразные научные
наблюдения за девиантами, но они охватывали лишь тех, кто заявил о себе сам. В 1980 г. Уилсон
и Госслин с помощью специальных вопросников и тестов обследовали различные группы
девиантов, но оказалось, что из 1200 фетишистов на их вопросы согласились ответить лишь 125,
а из 600 садистов — 132. Результаты изучения легализовавшейся части популяции не дают
объективной картины, и следует полагать, что ключ к познанию девиационности находится в
руках как раз той части, которая осталась неизвестной. Однако проведение полномасштабных
исследований в настоящее время представляется очень трудной задачей, поскольку все еще
отсутствует благоприятный социальный климат, способствующий выявлению собственных